«Школьная информатизация: образовательны
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

+2
Ерёмкина Евгения
Admin
Участников: 6

Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Admin Пн Фев 20, 2012 9:53 am

В чем заключаются методические особенности разработки мультимедийных методических проектов?
Что необходимо учесть на этапе его разработки?
Каковы этапы создания мультимедиа-пособия?
Какие виды мултимедиа-пособий разработаны Вами?
Какие используются наиболее эффективно, а какие не оправдали надежд?
Какие новинки Вы нашли и используете в своей практике?
На каких этапах урока наиболее целесообразно использовать мультимедиа?
Приводите примеры, используя фрагменты Ваших уроков или просто фантазируя.
Но будет лучше, если Вы поделитесь своими находками или размышлениями.
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2012-02-20

https://uimcvolskinform.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty методические особенности разработки мультимедийных методических проектов

Сообщение  Ерёмкина Евгения Ср Фев 22, 2012 9:19 pm

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Технология создания мультимедийных пособий достаточно трудоемка, поскольку такое пособие должно быть не просто программным продуктом, а полноценным педагогическим средством, ориентированным на внедрение в учебный процесс.
Проектируя будущий медиаурок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
На уроке учитель остаётся одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедиатехнологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако медиаурок может выступать и как «мини-технология», т.е. как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определённые результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.


Последний раз редактировалось: Ерёмкина Евгения (Ср Фев 22, 2012 9:39 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Ерёмкина Евгения
Ерёмкина Евгения

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2012-02-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty этапы создания мультимедиа-пособия

Сообщение  Ерёмкина Евгения Ср Фев 22, 2012 9:32 pm

Основные этапы создания мультимедийного учебного пособия.
1.Определение целей и задач разработки
2.Разработка структуры мультимедиа-пособия
3.Разработка содержания по разделам и задачам пособия
4. Выбор инструментальных средств разработки
5.Программирование
6.Апробация и корректировка по результатам
7.Оценка эффективности внедрения в учебный процесс
Ерёмкина Евгения
Ерёмкина Евгения

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2012-02-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Re: Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Admin Пт Фев 24, 2012 4:02 am

Евгения, указанные Вами этапы разработки, действительно, полно отражают процесс создания мультимедиа-пособия.
Но все ли этапы выполняются в жизни?
На какой из них тратится больше всего времени?
И как отследить эффективность? По каким критериям?
И делаем ли мы это в обычной практике?
Ведь, пожалуй, этот этап наиболее важен!
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2012-02-20

https://uimcvolskinform.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Re: Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Ерёмкина Евгения Пт Фев 24, 2012 7:06 pm

Согласна, на практике учитель чаще всего начинает процесс создания мультимедиа – пособия с последнего этапа, после применения готовых мультимедиа – пособий, которые можно взять с учебных дисков или в сети Интернет. Используя их на практике учитель определяет эффективность пособия. Основным критерием эффективности пособия является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся при его использовании на уроках. При низкой эффективности учитель вносит свои корректировки в пособие.
На создание мультимедиа – пособий, соблюдая все этапы уходит много времени, которого у учителя немного, написать проект в объектно-ориентированном языке программирования, связывающий между собой несколько форм под силу не каждому учителю -предметнику.
Ерёмкина Евгения
Ерёмкина Евгения

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2012-02-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Использование ЭОР учителями физико-математического цикла СОШ с. Терса.

Сообщение  Екатерина Токарева Сб Фев 25, 2012 3:56 pm

Использование ЭОР учителями физико-математического цикла при подготовке к уроку позволяет : выполнять компоновку и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; находить большое количество дополнительной и справочной информации для углубления знаний о предмете; осуществлять эффективный поиск информации в комплекте ЭОР; выполнять подготовку контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам), а также творческих заданий; готовить поурочные планы, связанные с цифровыми объектами; обмениваться результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память. При проведении урока применение ЭОР НП позволяет: демонстрировать подготовленные цифровые объекты через мультимедийный проектор; использовать виртуальные лаборатории и интерактивные модели набора в режиме фронтальных лабораторных работ; проводить компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; организовывать индивидуальную исследовательскую и творческую работу учащихся с ЭОР на уроке. Использование ЭОР НП при подготовке учащимися домашних заданий позволяет: повысить интерес у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; проводить автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; использовать большую базу объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т. п.; оперативно получать дополнительную информацию энциклопедического характера; развивать творческий потенциал учащихся в предметной виртуальной среде; помогать ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщать школьников к современным информационным технологиям, формировать потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Екатерина Токарева

Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-02-24

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Из опыта использования мультимедиа в практике

Сообщение  Ерёмкина Евгения Сб Фев 25, 2012 6:13 pm

МОЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Чтобы дать хороший урок с использованием мультимедиа , необходимо:
 Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет.
 При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер.
 И, конечно, самое главное - желание самого учителя.
Создание мультимедийных учебных пособий различного типа требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Работа в этом направлении - это шаг вперед в развитии и совершенствовании самого учителя. А дорогу осилит идущий.
С мультимедиа пособиями работаю уже пять лет, кабинет оборудован интерактивной доской. Начинала с простого - вывод наглядных пособий и таблиц на экран, сканировала рисунок из учебника, сейчас это совсем не обязательно. Существует большое количество учебных дисков. Первые диски я покупала сама. А на сегодняшний день в нашей школе создана хорошая медиатека учебных пособий. В том числе и по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете.
Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов. Microsoft PowerPoint является одним из самых мощных на сегодняшний день приложений, предназначенных для подготовки и проведения презентаций.
Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.
Последний год основное внимание уделяю использованию «правильных», качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). По каждому учебному предмету организуется соответствующий ресурс: ОМС по биологии, ОМС по информатике и т.д. Минимальной структурной единицей ОМС является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
 модуль получения информации (И-тип);
 модуль практических занятий (П-тип);
 модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. ОМС легко скачивается и может использоваться на компьютере не имеющего выхода в интернет. (Более подробную информацию можно получить сайте Федерального центра образовательных ресурсов.)
Актуально на сегодняшний день – это компьютерное тестирование. Важный момент в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Я создаю тесты с помощью тестовой оболочки MegaTest, дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку.
Один из этапов- создание сайта. Я нашла в сети очень хорошие сайты многих своих коллег, учителей биологии. Свой сайт я решила сделать, чтобы систематизировать накопленную информацию, а также попробовать подготовить уроки для проведения в режиме онлайн.
Применение информационных технологий позволило мне подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны: существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Конечно ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за мультимедиа пособиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
А еще я хочу показать всем предметникам: создать мультимедийное пособие может каждый! Было бы желание! «Сложно», - скажете Вы. Сложно, не спорю. Но учитель – этот тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.
Ерёмкина Евгения
Ерёмкина Евгения

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2012-02-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Какие новинки Вы нашли и используете в своей практике?

Сообщение  Светлана Долгушина Пн Фев 27, 2012 11:10 am

Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности – информатики. Но компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам. Уроки с использованием итерактивных досок проходят намного интереснее и нагляднее. Да и учителю удобнее – никакого мела и тряпок – менять задания и открывать приложения можно легким прикосновением руки. Даже обладая небольшим опытом работы с ИКТ, учитель может производить собственные презентации, видеофрагменты, представления. Мультимедиа—презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств учащихся.
Светлана Долгушина
Светлана Долгушина

Сообщения : 12
Дата регистрации : 2012-02-25
Откуда : МОУ СОШ №47 р.п. Сенной

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Re: Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Афанасьева Татьяна Вт Фев 28, 2012 8:01 am

Хочу поделиться, как используется мультимедиа на уроках химии.
В школе XXI века невозможно работать без использования информационно- компьютерной технологии обучения. ИКТ открывают совершенно новые, еще до конца не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций.

На уроках химии я использую цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.
Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от двух до семи положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.
Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.

Афанасьева Татьяна

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-02-27
Возраст : 60
Откуда : МОУ СОШ № 47 р.п. Сенной

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Из опыта использования мультимедиа технологий

Сообщение  Мельникова Наталья Вт Фев 28, 2012 9:40 am

Добрый день, уважаемые коллеги. Хотела поделиться своими методическими разработками с использованием мультимедийных технологий на уроках геометрии в 7-8 классах, представлены на сайте МОУ "СОШ №4 г.Вольска Саратовской области" . К сожалению, не могут публиковаться внешние ссылки в течение первых 7 дней после регистрации. Применяю мультимедиа технологии для повышения эффективности усвоения учебного материала, повышения мотивации учения школьников, повышения уровня использования наглядности на уроке, развития познавательного интереса, развития исследовательской и творческой деятельности обучающихся, развития навыков самоконтроля. Очень хотела бы познакомиться с конкретными методическими разработками, мультимедийными презентациями своих коллег.

Мельникова Наталья

Сообщения : 3
Дата регистрации : 2012-02-27

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Из опыта работы.

Сообщение  Екатерина Токарева Ср Фев 29, 2012 1:12 pm

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Информационные коммуникационные технологии становятся рабочим инструментом современных школьников. Учителя математики и физики нашей школы ведут активную работу по внедрению ЭОР в учебную деятельность. Медиатека кабинетов математики и физики имеют хорошую базу цифровых образовательных ресурсов на CD, учителя в системе используют их на своих уроках. Однако электронное издание на CD, как и любое тиражное издание, не имеет возможности постоянного обновления информации, поэтому с 2010 года мы начали изучение централизованных образовательных ресурсов и на данном этапе внедряем их в образовательный процесс (20 % от всех). В основном это ресурсы ФЦИОР и единой коллекции ЦОР. Коллекция ФЦИОР представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Поэтому применение этих модулей является как нельзя лучше подходящими для обучающихся, нуждающихся в дополнительных занятиях по устранению пробелов по предмету.
В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Использование дистанционных форм взаимодействия учителей и учащихся необходимо, в частности, во время длительного отсутствия детей (в случае болезни, выездов на соревнования либо другие мероприятия и т. п.).
Одной из задач информатизации системы образования является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. Эту задачу можно успешно решать с применением возможностей дистанционных образовательных технологий. Элементы этих технологий учителя физико-математического цикла постепенно внедряют в образовательный процесс школы.
Учитель физики Андрианов В.В. успешно применяет дистанционные технологии в учебной и внеклассной работе. Уже третий год воспитанники Виктора Владимировича являются активными участниками дистанционных олимпиад по физике и информатике, различных дистанционных конкурсов и конференций. Сайт Виктора Владимировича существует 5-ый год. На нём он создаёт on-line тесты для обучающихся 9-х классов для подготовке к ГИА и ЕГЭ. Система сама генерирует индивидуальный вариант теста и даёт оценку выполненной работе, поэтому у учащихся и учителя есть возможность получить объективный результат и скорректировать индивидуальный план подготовки к итоговой аттестации по предмету.
Учитель математики Краснова Е.А. применяет ЭОР на своих уроках. Мультимедийные учебные пособия, электронные учебники, электронные плакаты, сеть Интернет, проектор, ЭОР разработанные учителем самостоятельно позволяют провести при поддержке компьютерных средств любую дидактическую часть урока. При обобщающем повторении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы-тренажеры. Изучение нового материала проводится с помощью презентаций, созданных как учителем, так и учащимися в процессе работы над проектом. Незаменим компьютер и при закреплении. Он позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов соответствующую коррекцию. Компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным: учитывается разная скорость работы учеников, задания дифференцируются по разной степени трудности, повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.
Учитель математики Токарева Е.В. применяет элементы ЭОР как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Учитель провёл среди обучающихся диагностику на готовность к дистанционному обучению, и во время каникул, посредством электронной почты рекомендует обучающимся учебные модули нового поколения для дополнительных занятий по предмету. У Екатерины Владимировны с 2011 года существует личный сайт, где учитель систематически размещает домашние задания ресурсов обучающей системы Дмитрия Гущина и сайта Ким Натальи Анатольевны для обучающихся 10 класса, на базе которого создан виртуальный класс в сети. Так же на сайте можно найти ссылки на ресурсы для подготовки к ГИА и ЕГЭ – это сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно-поисковые справочные системы; автоматизированные обучающие системы; электронные учебники; экспертные обучающие системы; электронные книги и учебники.
Сеть Интернет предоставляет возможность тестирования в режиме on-line, что интересует ученика профильного класса. В своей работе я применяю элементы дистанционного обучения, рекомендованные РМО учителей математики и УИМЦ г. Вольска. На базе 8, 10 и 11 классов созданы виртуальные классы, где обучающиеся имеют возможность повышать свой образовательный уровень через выполнение тренингов, а так же тестирования в режиме он-лайн, причём программа для каждого учащегося составляет автоматически индивидуальный вариант работы, поэтому исключается возможность списывания и дублирования ответов. Неоценимую помощь в подготовке к ЕГЭ оказывает сайт Дмитрия Гущина: Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену - создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д. . Каждую неделю я создаю индивидуальный вариант для решения обучающимися 10 класса, система фиксирует результат каждого и выставляет тестовый балл, по итогам работы уже в классе проводится работа над ошибками и индивидуальный разбор каждого задания. На занятиях регионального компонента по подготовке к ЕГЭ с обучающимися знакомимся с «Открытым банком математических задач 2012», даю практические рекомендации и консультации по использованию банка при подготовке к ЕГЭ.

Екатерина Токарева

Сообщения : 2
Дата регистрации : 2012-02-24

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Re: Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Admin Пт Мар 02, 2012 11:07 am

Афанасьева Татьяна пишет:Хочу поделиться, как используется мультимедиа на уроках химии.

В конце данного сообщения о собственном опыте следовало указать: что данный опыт принадлежит Трояновской Ларисе Борисовне и материал взят с
http://festival.1september.ru/articles/578395/

Sad((((
А мы говорим о деят, коорые списывают сочинения из Интернета
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2012-02-20

https://uimcvolskinform.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий Empty Re: Методические аспекты разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

Сообщение  Admin Пт Мар 02, 2012 11:13 am

Мельникова Наталья пишет: Хотела поделиться своими методическими разработками с использованием мультимедийных технологий на уроках геометрии в 7-8 классах, представлены на сайте МОУ "СОШ №4 г.Вольска Саратовской области" . К сожалению, не могут публиковаться внешние ссылки в течение первых 7 дней после регистрации.
Можно не делать внешние сслылки работающими, если Ваша форма этого не позволяет, можно их просто написать как текст или прислать на УИМЦ, я прикреплю любой вариант.
Обязательно выполните сое обещание! Нам бесконечно ВАЖЕН любой ВАШ опыт!
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 34
Дата регистрации : 2012-02-20

https://uimcvolskinform.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения